О возможности лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО за нарушение схемы потоков от источников их образования до объектов их утилизации и размещения.
Правилами разработки, общественного обсуждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130, установлено, что территориальная схема обращения с отходами включает, в том числе, раздел о местах нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, и о зонах деятельности региональных операторов по обращению с ТКО.
Кроме того, территориальная схема должна содержать раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов».
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Таким образом, в случае если территориальная схема субъекта РФ содержит сведения об объектах обработки и утилизации ТКО и схема потоков отходов, соответственно, предусматривает направление ТКО на обработку и утилизацию, региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять такую обработку и (или) утилизацию самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО, а за нарушение схемы потоков ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой, лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО.
Старший помощник прокурора Фанибаров Р.А.
Утверждена типовая форма договора на оказание услуг
по обращению с отходами
В соответствии со статьей 14.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Определено, что формы типовых договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждаются Правительством Российской Федерации.
С целью реализации указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 № 1363 утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II класса опасности.
Так, основными пунктами договора являются: предмет договора, цена договора и порядок расчета, взаимодействие сторон, порядок оказания услуг, ответственность сторон, срок действия договора, условия изменения и расторжения договора, порядок и сроки предъявления претензии и порядок разрешения споров.
Указанные договоры могут быть дополнены по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу 05.11.2019.
Заместитель городского прокурора Горбачева Л.Н.
Ужесточена уголовная ответственность за незаконную добычу краснокнижных животных
Федеральным законом от 16.10.2019 № 340-ФЗ внесены изменения в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Напомним, что статьей 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Нововведениями состав преступления дополнен новым квалифицирующим признаком — совершение деяния группой лиц по предварительному сговору.
Закон расширил круг субъектов преступления, исключив такой квалифицирующий признак, как совершение деяния должностным лицом.
С 27 октября 2019 года к уголовной ответственности за соответствующие деяния будут привлекаться любые лица при использовании служебного положения.
Кроме того, увеличены сроки наказания в виде лишения свободы и принудительных работ на один год, что позволит относить соответствующие деяния к преступлениям средней тяжести и тяжким.
Федеральный закон вступил в силу с 27.10.2019.
Старший помощник прокурора Фанибаров Р.А.
Разъяснен порядок расчета коэффициента индексации при исчислении вреда, причиненного водному объекту
Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.
Согласно п. 11 Методики исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод осуществляется по формуле, в которую включен такой показатель как «Коэффициент индексации».
Письмом Минприроды России от 01.07.2019 № 19-47/15092 разъяснен порядок расчета «Коэффициента индексации».
В частности, для расчета данного коэффициента (Кин) необходимо использовать данные, приведенные Минэкономразвития России в прогнозах социально-экономического развития РФ (приложение «Дефлятор базовый», данные берутся из строки «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования»).
При этом прогнозные показатели, устанавливаемые Минэкономразвития России, могут корректироваться, в связи с чем, для определения коэффициента обновленные значения индексов-дефляторов необходимо уточнять на официальном сайте Минэкономразвития России.
Старший помощник прокурора Фанибаров Р.А.
О порядке получения хозяйствующими субъектами информации
о неблагоприятных метеорологических явлений
Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон № 96-ФЗ) установлена обязанность хозяйствующих субъектов, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических явлений (НМУ) проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Каких-либо исключений в зависимости от категории НВОС не предусмотрено.
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических явлениях, утв. Приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899, представление информации о НМУ заинтересованным лицам, к которым относятся, в том числе, и хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В соответствии с п. 9 данного Порядка информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.
Представляемая уполномоченным органом в соответствии с Порядком информация о НМУ включает, в том числе, наименование городского или иного поселения, в пределах которого прогнозируются НМУ, период (дата и время), в который ожидаются НМУ, а также степень опасности НМУ.
Выполнение /невыполнение/ конкретных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подтверждается по результатам государственного экологического надзора, посредством проведения плановых, внеплановых, документарных и выездных проверок, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также административных расследований, в соответствии с КоАП РФ.
Старший помощник прокурора Фанибаров Р.А.
Об установлении административной ответственности за сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования
Федеральным законом от 06.06.2019 № 135-ФЗ, вступившим в силу с 18.06.2019, установлена административная ответственность за сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования.
Так, частью 1 статьи 8.5.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за ненаправление в установленный законом срок утвержденного акта лесопатологического обследования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, частью 2 – за включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования либо размещение на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» утвержденного акта лесопатологического обследования, содержащего недостоверные сведения о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, частью 3 – за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, в отношении защитных лесов, особо защитных участков лесов, а также лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах.
Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 5 до 40 тысяч рублей.
Старший помощник прокурора Фанибаров Р.А.
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
в сфере охраны окружающей среды
Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ, вступившим в силу с 17.06.2019, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды.
Так, статья 3.5 КоАП РФ, регламентирующая порядок назначения административного штрафа, может выражаться в определенных данной статьей случаях в величине, кратной сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Статьей 6.35 КоАП РФ введена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Санкцией данной статьи, состоящей из 12 составов административных правонарушений, предусмотрены наказания в виде штрафа и административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
В связи с вышеуказанными дополнениями в новой редакции изложена статья 8.2 КоАП РФ, устанавливающая ответственность граждан, должностных и юридических лиц за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Так, частью 1 данной статьи предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, частью 2 – за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, частью 3 – за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, частью 4 – за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, частью 5 – за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, частью 6 – за действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, частью 7 – за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, частью 8 – за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, частью 9 – за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV классов опасности, частью 10 – за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, частью 11 – за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, частью 12 – за неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.
Статьей 8.2.1 КоАП РФ введена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой.
КоАП РФ дополнен статьей 8.2.2 об административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов.
Статьей 8.2.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства.
Вдвое увеличен размер штрафных санкций для должностных и юридических лиц за нарушение законодательства об экологической экспертизе (статья 8.4 КоАП РФ).
Статьей 8.5.1 КоАП РФ введена административная ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
Частями 3 и 4 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, а также за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
Признана утратившей силу часть 4 статьи 8.25 КоАП РФ об административной ответственности за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Статьей 8.41.1 КоАП РФ введена административная ответственность за неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Старший помощник прокурора Фанибаров Р.А.
О введении административной ответственности за невыполнение мероприятий, предусмотренных планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации
С 29 марта 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2019 № 29-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Данным законом КоАП РФ дополнен статьей 8.32.3, устанавливающей административную ответственность за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
Так, за указанные действия для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 15 до 25 тысяч рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 150 до 250 тысяч рублей.
За те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации, предусмотрено наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере от 25 до 40 тысяч рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 70 тысяч рублей, для юридических лиц – от 250 тысяч до 300 тысяч рублей.
Старший помощник прокурора Фанибаров Р.А.