Лужская Прокуратура разъясняет и предупреждает

Что грозит за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции?

 Максимальный размер административного штрафа, налагаемого за данное правонарушение, увеличен для граждан с 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — с 100 до 200 тысяч рублей, для юридических лиц – со 300 до 500 тысяч рублей.

В случае повторной продажи в течение ста восьмидесяти дней несовершеннолетним алкогольной продукции лицом, ранее привлеченным к административной ответственности за аналогичное деяние, данный продавец может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Максимальное наказание в таком случае может быть назначено в виде исправительных работ на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 За оскорбление чувств верующих законом установлена уголовная ответственность

До недавнего времени провозглашенная в Конституции РФ свобода совести и вероисповеданий не обеспечивалась действенным механизмом правовой защиты, что с учетом последних событий, таких как «выступление» группы «Пуси Райт» в Храме Христа Спасителя, требовало установление конкретных мер ответственности за действия, оскорбляющие чувства верующих.

Отмеченный законодательный пробел был восполнен Федеральным законом РФ от 29.06.2013  № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан», которым с 1 июля 2013 года в статье 148 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за совершение публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления чувств верующих. При отсутствии отягчающих обстоятельств данное преступление влечет наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб., обязательных работ до 240 часов, принудительных работ либо лишение свободы на срок до 1 года.

В случае совершения тех же действий в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, размер наказания увеличивается и виновному лицу грозит штраф до 500 тыс. руб., обязательные работы до 480 часов либо принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет.

Частями 3 и 4 указанной статьи УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Санкциями этих норм уголовного закона предусматривается наказание в виде штрафа до 200 тыс. руб., обязательных работ на срок до 480 часов, исправительных работ сроком до 2 лет, а также принудительные работы или лишение свободы сроком до 1 года, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 2 лет.

Отмена «Мобильного рабства»

 Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» отменено так называемое «мобильное рабство». С 1 декабря 2013 года абонентам сотовых операторов предоставляется право сохранить свой абонентский номер при смене оператора, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи и погашения задолженности по оплате услуг связи.

При этом оператор, оказывавший этому абоненту услуги мобильной связи, обязан обеспечить передачу его номера в сеть другого оператора в установленном порядке.

В первые 2 дня действия указанного положения с заявлением о смене мобильного оператора обратились более тысячи россиян.

Правительство РФ дало операторам сотовых связей срок до середины апреля 2014 года, чтобы они могли организовать работу по оказанию данной услуги без причинения абонентам технических неудобств.

Федеральным законом от 25.11.2013 N 314-ФЗ внесены изменения в  Федеральный закон «О связи», а именно ст. 46 закона «Обязанности операторов связи» дополнена пунктом 7 следующего содержания:

«7. Оператор подвижной радиотелефонной связи, нарушивший срок передачи в сеть другого оператора подвижной радиотелефонной связи абонентского номера, решение о сохранении которого принял абонент, обязан обеспечить абоненту возможность безвозмездного пользования подвижной радиотелефонной связью в соответствии с условиями ранее заключенного договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи до момента фактической передачи данного номера в сеть выбранного абонентом оператора подвижной радиотелефонной связи.».

То есть в случае нарушения мобильным оператором срока передачи абонентского номера в сеть другого оператора оператор-нарушитель продолжит оказывать абоненту услуги связи безвозмездно, начиная с предполагаемой даты передачи номера до момента его фактической передачи.

Указанные изменения вступают в законную силу с 1 марта 2014 года.

 При какой сумме наступает ограничение для должника на выезд из Российской Федерации?

 Федеральным законом от 23.07.2013 №206-ФЗ внесены изменения в  п.5 ч.3 ст.6.1 и ч.1 и 4 ст.67 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В соответствии с данными изменениями  принятие решения о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации поставлено в зависимость от размера числящейся задолженности.

         Ранее в ходе исполнения требований любого исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе был принять решение о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Судебный порядок принятия данного решения был предусмотрен в случае, если исполнительный документ не являлся судебным актом и выдан не на основании судебного акта.

         Новой редакцией федерального закона предусмотрена возможность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при наличии задолженности по исполнительному документу свыше десяти тысяч рублей или при исполнении требований исполнительного документа неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом.

В случае же, если такой исполнительный документ выдан не на основании судебного акта или не является судебным актом, то временное ограничение должника на выезд из Российской Федерации устанавливается в судебном порядке.

 «Вы обратились в полицию, что дальше?»

Нередко после обращения в полицию о готовящемся или совершенном преступлении, граждане не знают, чего им дальше ждать от органов правопорядка.

В целях освещения данного вопроса разъясняю, что порядок рассмотрения сообщения о преступлении и вынесения по нему соответствующего решения закреплен федеральным законодательством.

В случае Вашего обращения в полицию с письменным заявлением в соответствии с ч.4 ст.144 УПК РФ Вам должен быть выдан документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (талон — уведомление). Согласно ч.5 ст.144 УПК РФ в случае отказа в приеме сообщения о преступлении Вы вправе его обжаловать прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

После регистрации в органах полиции, согласно ч.1 ст.144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Согласно ч.3 вышеназванной статьи указанный трехдневный срок может быть продлен по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

По результатам рассмотрения Вашего обращения орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, согласно ст.145 УПК РФ принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

О принятом решении органы полиции обязаны Вам сообщить. При этом Вам разъясняются право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В свою очередь прокурор, наделенный в соответствии со ст.37 УПК РФ полномочиями и являясь должностным лицом, в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия и уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В том случае, если Вы не согласны с решением, которое было вынесено сотрудниками полиции Вы вправе его обжаловать в прокуратуру или суд, а в случае нарушения Ваших прав сотрудниками полиции, обратиться на личный прием к прокурору своего района или города.

Изменен порядок проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации  

Федеральным  законом  от 05.04.2013 № 38-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет и не позднее чем в течение 40 дней со дня размещения такого извещения проводит открытый конкурс.

 В течение 10 дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.

До заключения договора управления многоквартирным домом управление таким домом осуществляется застройщиком или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Федеральным законом, действующим ранее предусматривалось, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в течение десяти рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Федеральным законом уточнены срок заключения договора управления многоквартирным домом, а также условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

 Внесенными изменениями уточнен порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в отдельных случаях.

 Совершение преступления в состоянии опьянения вновь является отягчающим наказание обстоятельством.

1 ноября 2013 года вступает в действие Федеральный закон от 21.10.2013

№ 270-ФЗ «О внесении изменений в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации», расширяющий  перечень отягчающих  наказание обстоятельств.

Согласно новой редакции ст. 63 УК РФ, судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступлений, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Ранее (до 01 января 1997 года), российское уголовное законодательство признавало отягчающим ответственность обстоятельством совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения.

 С 01 января 2014 года сим-карты будет запрещено продавать вне стационарных торговых объектов.

 Федеральным законом Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона «О связи» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». внесено соответствующее изменение в действующее законодательство

С учетом новых требований оператор связи или уполномоченное им лицо для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны использовать: помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде; оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и, расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.
При заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в него вносятся достоверные сведения об абоненте, которые впоследствии должны быть проверены оператором связи.
В случае, если представителем оператора в договор были внесены недостоверные сведения об абоненте или экземпляр заключенного договора представлен оператору несвоевременно, представитель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа (на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей).

Данные изменения в законодательства вступают в силу 01 января 2014 года.

 Федеральным законом от 25.11.2013 № 316-ФЗ«О внесении изменений в статьи 7.19 и 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» увеличены штрафы за самовольное подключение и безучетное использование электрической и тепловой энергии

Увеличены штрафы за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 7.19 КоАП РФ «Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа» и 9.11 КоАП РФ «Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок».

Ст. 7.19 КоАП РФ штрафные санкции составят:

-для граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей (ранее от 1,5 до 2 тысяч рублей);

-для должностных лиц — от 6 до 8 тысяч рублей (ранее от 3 до 4 тысяч рублей);

-для юрлиц — от 60 до 80 тысяч рублей (ранее от 30 до 40 тысяч рублей).

Информация для владельцев оружия

 Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями указанного акта принадлежащие гражданам оружие и патроны должны храниться по месту проживания владельцев с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.

При ношении оружия владельцы обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие личность: паспорт или служебное удостоверение, охотничий билет, а также выданную органами внутренних дел лицензию либо разрешение на хранение и ношение имеющегося у них оружия. Ношение огнестрельного гладкоствольного оружия осуществляется в кобуре.
Лица, имеющие право на хранение и ношение оружия, обязаны выполнять установленные правила безопасного обращения с ним.

Гражданам, владеющим на законных основаниях оружием и имеющим право на его ношение, запрещается иметь оружие при себе во время публичных мероприятий различного рода.

При транспортировке оружие должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов.

Коллекционированием и экспонированием оружия правомочны заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел.

Запрещается обнажение оружия в случае, если отсутствуют основания для его применения.

Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни.

Ответственность, в том числе и уголовную, за небрежное отношение с оружием, никто не отменял. Так, статьей 224 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия. Санкцией статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев

 Существует ли ответственность за нарушение требований к рекламе биологически активных добавок?

Федеральным законом от 23.07.2013 года № 200-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 14.3 КоАП РФ дополнена частью пятой, согласно которой за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей

К таким требованиям, согласно указанному закону и Федеральному закону «О рекламе», в частности, относятся следующие:

— реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

— в рекламе запрещено указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники (т.е. указание на лечебные свойства биологически активных добавок в рекламе запрещено). Требования закона вступили в силу с 22 октября 2013 года.

 Какие права на медицинское обслуживание предусмотрены для детей-сирот?

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, и осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Лицам указанной категории предоставляются путевки в студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

 Правомерно ли выселение нанимателя жилого помещения за неуплату задолженности по коммунальным платежам?

В соответствии со ст. 90 Жилищного Кодекса Российской Федерации (выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма), если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленного для вселения граждан в общежитие, то есть не менее 6 кв.м. на человека.

Вместе с тем принудительное выселение не допускается, если причины задолженности по квартирной плате являются уважительными, например, длительная невыплата заработной платы.

Скорректирован порядок утилизации ртутьсодержащих электрических ламп

Важное значение для Российской Федерации имеет экологически безопасная утилизация ртутьсодержащих отходов (ртутных ламп и др.). Большинство организаций, государственных и муниципальных учреждений используют экологически опасные ртутьсодержащие лампы дневного освещения, требующие специальных экологически безопасных способов утилизации.

В этой связи законодателем скорректирован порядок утилизации ртутьсодержащих ламп. Так, 12 октября 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 01.10.2013 N 860 «О внесении изменений в Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

На органы местного самоуправления теперь возложена организация сбора и определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование, в многоквартирных домах сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают управляющие компании, оказывающие услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Место первичного сбора и размещения отработанных ламп в многоквартирных домах определяется собственниками помещений или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.

Самостоятельное транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями до первичного места сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп допускается в неповрежденной таре из-под ртутьсодержащих ламп аналогичного размера или иной таре, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании.

Необходимо помнить, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами — влечет наложением административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.