Надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности
Надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности является одним из приоритетных направлений деятельности Лужской городской прокуратуры.
В течение истекшего периода 2017 года в рассматриваемой сфере правоотношений прокуратурой выявлено 137 нарушений закона, по которым направлено 132 исковых заявления в суд, в адреса руководителей муниципальных учреждений внесено 5 представлений об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Так, при проведении проверки законности и эффективности использования МОУ «Осьминская СОШ» муниципального имущества в деятельности названного образовательного учреждения выявлены нарушения требований федерального законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений.
Так, согласно ст. 9.1. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» МОУ «Осьминская СОШ» является муниципальным бюджетным учреждением.
Учредителем и собственником имущества МОУ «Осьминская СОШ» является Муниципальное образование «Лужский муниципальный район» в лице администрации.
Муниципальное имущество закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу действующего законодательства, МОУ «Осьминская СОШ» обязано эффективно пользоваться, закрепленным за Учреждением на праве оперативного управления имуществом и только в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
В целях определения законности, эффективности, результативности, продуктивности и целевого использования муниципального имущества, предназначенного для выполнения муниципального задания бюджетными учреждениями проводится инвентаризация.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с п. 1.5. Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» проведение инвентаризаций обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Вместе с тем, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в МОУ «Осьминская СОШ», в нарушение требований вышеуказанных правовых норм, в 2016 году инвентаризация в вышеуказанные сроки не проводилась.
Не проведение инвентаризации имущества, закрепленного за МОУ «Осьминская СОШ» на праве оперативного управления, может послужить причиной не своевременного выявления его утраты, использования не по целевому назначению, а также несовременного принятия мер, направленных на его восстановления и привлечения к ответственности виновных лиц, что является недопустимым.
Вышеуказанные нарушения закона явились основанием для внесения в адрес руководителя образовательного учреждения представления об устранении нарушений требований закона, которое находится в настоящее время на рассмотрении.
Фактическое устранение нарушений поставлено на контроль прокуратуры.
Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.
01.06.2017