Надзор за исполнением законодательства о налогах

Надзор за исполнением законодательства о налогах

Надзор за исполнением законодательства о налогах является одним из приоритетных направлений надзорной деятельности Лужской городской прокуратуры, в связи с чем в течение истекшего периода времени прокуратурой проводились на постоянной основе проверочные мероприятия в рассматриваемой сфере правоотношений.

По результатам проведенных прокуратурой проверок в течение истекшего периода 2017 года в сфере исполнения налогового законодательства выявлено 21 нарушение закона, принесено 14 протестов на незаконные муниципальные нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, внесено 7 представлений об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Так, Лужской городской прокуратурой в порядке осуществления мониторинга применения муниципальных нормативных правовых актов проанализировано Решение Совета депутатов МО «Волошовское сельское поселение» от 26.02.2015 № 44 «О земельном налоге» (далее по тексту – Решение).

В ходе проведенного правового анализа установлено, что п. 5 Решения противоречил требованиям федерального законодательства, в связи с чем подлежал исключению по следующим основаниям.

Статья 15 Конституции Российской Федерации провозглашает ее высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, и другим федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Предметом правового регулирования Решения являются общественные отношения, связанные с установлением на территории поселения земельного налога.

Согласно ч. 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

В силу действия ч. 5 ст. 1 НК РФ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.20-15 № 396-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 396-ФЗ) внесены изменения в ст. 391 НК РФ, согласно которым с 1 июля 2016 года право определения порядка и сроков предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, исключено из полномочий представительных органов муниципальных образований.

Вместе с тем, представительным органом местного самоуправления МО «Волошовское сельское поселение» вышеуказанное Решение до настоящего времени не приведено в соответствие с требованиями НК РФ, с учетом внесенных в него Законом № 396-ФЗ изменений.

Так, п. 5 Решения в противоречии с названными правовыми нормами было установлено, что «Документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы в соответствии с главой 31 НК РФ и (или) право на налоговые льготы, предоставляются налогоплательщиками в налоговом органе по месту нахождения земельного участка: 1) налогоплательщиками – организациями – в срок, установленный для представления налоговой декларации по налогу; 2) налогоплательщиками – физическими лицами – в срок не позднее 1 февраля года текущего налогового периода. В случае возникновения (утраты) до окончания налогового периода права на уменьшение налоговой базы и (или) права на налоговые льготы налогоплательщиками представляются документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение одного месяца со дня его возникновения (утраты)».

Таким образом, п. 5 Решения, устанавливающий сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, противоречил требованиям ст. 391 НК РФ, поскольку с 1 июля 2016 года данные полномочия исключены из компетенции представительных органов местного самоуправления, что явилось основанием для принесения прокуратурой на него протеста.

Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

06.06.2017