Бюджеты муниципальных образований находятся под прокурорским надзором

Бюджеты муниципальных образований

находятся под прокурорским надзором

Лужской городской прокуратурой на постоянной основе проводятся проверки исполнения бюджетного законодательства.

В течение истекшего периода 2017 года прокуратурой в бюджетной сфере правоотношений выявлено 47 нарушений закона, по которым принесено 44 протеста на незаконные правовые акты, внесено 1 представление об устранении нарушений закона, в порядке ст. 37 УПК РФ в правоохранительные органы направлены 2 материала для осуществления уголовного преследования.

Так, Лужской городской прокуратурой в порядке осуществления мониторинга применения в МДОУ «Детский сад № 3» локальных нормативных актов в сфере оплаты труда педагогических работников учреждения проанализировано Положение «Об оплате и стимулировании труда педагогических работников МДОУ «Детский сад № 3», утвержденное приказом заведующего образовательного учреждения от 19.12.2016 № 70/1 (далее по тексту – Положение).

Проведенным анализом установлено, что п. 6.2. Положения противоречил требованиям федерального законодательства, в связи с чем подлежал изменению по следующим основаниям.

В силу действия ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ от 26.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 273-ФЗ) образовательная организация в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в том числе, затрагивающие права работников образовательной организации.

Предметом правового регулирования Положения являются общественные отношения, связанные с реализацией права работников образовательного учреждения, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, на получение выплат стимулирующего характера, к числу которых относятся, в том числе, и премии.

Согласно ст. 191 ТК РФ премия выдается работнику, добросовестно исполняющему трудовые обязанности, и является мерой поощрения.

Пунктом 6.2 Положения установлено, что «Максимальный размер выплат стимулирующего характера не ограничен».

Вместе с тем, МДОУ «Детский сад № 3» является муниципальным бюджетным учреждением, созданным для осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных услуг населению.

Учреждением, собственником имущества и учредителем МДОУ «Детский сад № 3» является муниципальное образование Лужский муниципальный район Ленинградской области, в лице администрации Лужского муниципального района Ленинградской области.

В силу действия ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и ст. 86 БК РФ финансирование мероприятий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях является расходным обязательством муниципального образования.

В силу действия ч. 4 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Таким образом, оплата труда работников, включая стимулирующие выплаты, финансируется из средств МО «Лужский муниципальный район», в пределах ассигнований, установленных в расходной части бюджета.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ утверждение местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. 

Действующим федеральным законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами руководителям муниципальных учреждений не предоставлены полномочия самостоятельно устанавливать фонд оплаты труда, в состав которого входят расходы на выплаты стимулирующего характера, а также не предоставлены полномочия по установлению размера бюджетных ассигнований на обеспечение функций бюджетных учреждений.

Таким образом, п. 6.2. Положения, устанавливающий, что «Максимальный размер выплат стимулирующего характера не ограничен», противоречил требованиям ст.ст. 65, 69.1, 86 и 162 БК РФ, что явилось основанием для принесения на него протеста.

Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

07.06.2017