Храмы Земли Володарской
В деревне Городец. Церковь во имя Св. вмч. Георгия Победоносца. Георгиевской Городецко-Гремячьей пустыни (Городецкого монастыря), деревянная, до 1576г., обращенная в приходскую после упразднения монастыря в 1764г.; закрыта в 1930-е гг., разрушена в годы войны, в 1950г. на ее месте выстроена часовня прп.мч. Трифона Городецкого, сохранилась, действующая. Сейчас внешний вид церкви и часовни значительно изменились.
Деревня Городец находится на Киевском шоссе в 22км южнее г. Луга. Это первый населенный пункт, который встречает гостей Ленинградской области при въезде на ее территорию со стороны Пскова. Городец – один из древнейших памятников славянской истории. Археологи допускают его возникновение в самом начале IX века в ходе славянского расселения в Полужье и Приильменье. Отметим, что Старая Ладога, возникшая на полстолетия раньше Городца, приобрела, бесспорно, славянский характер лишь к концу IX века. В этом отношении городецкое городище на 70-80 лет опережает Старую Ладогу. Археологическое изучение Городца дало весомое подтверждение гипотезы о западнославянском происхождении новгородских (ильменских) словен, которая до этого обосновывалась исключительно языковедческими наблюдениями, в частности сходством новгородской народной речи с говорами Польши, широким распространением у древних новгородцев западнославянских имен, нечастых в других русских землях. Но убедительных предметных доказательств близости словен ильменских с балтийскими славянами не было до тех пор, пока в основании городецкого крепостного вала учёным-археологом Г.С. Лебедевым не была открыта необычная для Древней Руси конструкция- «восемь рядов бревен, лежащих друг на друге и образующих внушительную решетку… Такой способ сооружения оборонительных валов с IX по XIII в. был широко распространен у западных славян, живших на южном побережье Балтики». Подобные валы известны лишь в Москве и Новгороде, но «городецкие укрепления на 200 лет старше новгородских и московских конструкций». Г.С.Лебедевым, было сделано смелое предположение, что «словене, жившие в Городце, возвели вал, сообразуясь с традициями своей прежней родины…».
Далее ученый рисует картину начала и дальнейших событий истории древнего Городца.
Городецкий холм привлек внимание пришельцев – славян, которые выбрали его для создания оборонного центра округи и одновременно для жительства здесь главы общины («старца градского») и «лучших мужей», которые к IX веку уже оформились как высшее сословие славянского общества».
Кн. Ольга, следуя из Новгорода к Пскову, могла проходить мимо Городца, наделив его функциями центра разноплеменной округи. Современные археологи считают почти доказанным, что поход Ольги был отнюдь не мирной экспедицией. К тому времени словени Приильменья имели свои племенные центры. Это были крупные поселения, можно сказать, протогорода. Задачей Ольги было подчинить их Киеву. Всякое сопротивление жестоко подавлялось. Только этим можно объяснить слои пожарищ, обнаруженные в Старой Ладоге, Надбелье, Передольском погосте и датируемые одним и тем же временем, а именно, сер.Х века. Слой пожара этого же времени обнаружен и в Городце. Ольга сначала сожгла эти центры славянских общин и лишь потом наделила некоторые из них административными функциями. Со временем Городец становится административно-военным поселением, местом дислокации одного из подразделений новгородской дружины, торгово-ремесленным городком, приграничной крепостью. Оборонительный вал городища, включая крутые склоны холма, достигал с внешней стороны 20-метровой высоты. В кольце укреплений в тесном соседстве располагались жилые строения.
Многочисленные археологические находки свидетельствуют о богатстве горожан. Среди массы найденных вещей значительную часть составляют «прекрасные образцы городского ремесла (кузнечного, гончарного, стеклодельного, ювелирного, оружейного, косторезного)».
Жизнь на городецком городище оборвалась в 1240-м году, в результате опустошительного вторжения немецких рыцарей в полужские земли. «Земля городища хорошо сохранила следы внезапного нападения. Нападение на Городец было неожиданным, обитатели его не успели ни убежать, ни спрятать свое имущество».
Долгое время разоренное городище стояло заброшенным. Лишь 300 лет спустя здесь возникает мужской монастырь, именуемый Георгиевской Городецко-Гремячьей пустынью. В грамоте, данной его основателю архимандриту Трифону в 1592г. говорилось, что монастырская земля относилась к Шелонской пятине, «место было убогое развоевано от литовских людей и немец».
Время основания Городецкого монастыря относят к концу XVI века. Георгиевская церковь, ставшая первым монастырским храмом, могла быть поставлена на городище несколькими десятилетиями раньше. Церковь во имя Св. вмч. Георгия Победоносца. Георгиевской Городецко-Гремячьей пустыни (Городецкого монастыря), деревянная, до 1576г., обращенная в приходскую после упразднения монастыря в 1764г.; закрыта в 1930-е гг., разрушена в годы войны, в 1950г. на ее месте выстроена часовня прп.мч. Трифона Городецкого, сохранилась, действующая.
Название монастыря точно указывает на его месторасположение на пустующем месте бывшего поселения Городец в Дремяцком (Гремяцком) погосте.
По соседству с пустующим холмом в XV – XVI вв. возникает и довольно быстро разрастается неукрепленное поселение, «селище», своего рода посад, положившее начало планировки и застройки современной деревни Городец. Раскопки выявили здесь культурный слой толщиной до 2м с остатками деревянных строений, развалами каменных кладок, фрагментами глиняной посуды, серебряными «денежками» начала XVI в. и т.д.
Церковная реформа 1764 года, проведенная Екатериной II затрагивала не только ликвидацию земельных владений церкви и вотчинные имения монастырей, разделение последних на три класса, большая часть обителей была оставлена на своем содержании, «без пособия от казны («заштатные»)». Одновременно было закрыто большое количество монастырей, лишь в одной С-Петербургской епархии их число достигало 30-ти, включая Георгиевский Городецкий монастырь. С этого времени Георгиевская церковь в Городце становится приходской. Она находилась в ветхом состоянии. В 1791 году вместо нее на городецком холме построили новый храм, также во имя св. вмч. Георгия, с приделом во имя Успенья Б.М.
Здесь же, в подвале Георгиевской церкви, находилась гробница основателя монастыря игумена Трифона, по легенде мученически убитого в 1597г. «литовскими людьми» Это всего лишь легенда, т.к. 1597 год был спокойным, литовских набегов здесь быть не могло, потому что в 1582 году Россия и Речь Посполитая заключили Мирный договор, действовавший до 1610г.
На месте погребения Трифона Городецкого была устроена деревянная рака, которая накрывалась коврами.
Весной 1845 года Городец посетила некая Олимпиада Шишкина, автор путевых записок. От местной жительницы она узнала, что здесь был «мужеский монастырь, и что в деревянной церкви под спудом, мощи его основателя, преподобного Трифона… Провели нас в глухой подвал и там показали бедную гробницу, по-видимому, совершенно забытую… В бывшей монастырской церкви образа очень древние… Замечателен образ хорошего греческого письма: Успение Божией Матери».
В 1851 году Георгиевская церковь была основательно поновлена «на сборную сумму заботами священника Василия Ильинского и церковью старосты, крестьянина села Городец Григория Михайлова». Обновленная Георгиевская церковь осталась деревянной, холодной, на каменном фундаменте, снаружи обшитая тесом под покраску. Успенский придел был снесен. Высота церкви достигала 5,7м до карниза. Колокольня отсутствовала. Церковь венчала одна скромных размеров глава. Здание было двухэтажным. На втором этаже находилась собственно церковь, на первом, в подцерковье, размещалась часовня с гробницей игумена Трифона, который стал почитаться как месточтимый святой. Деревянная рака над его могилой была заменена на мраморную. Таким мы видим храм на фотографии двадцатых годов. Если бы не глава на восьмигранном барабане с вознесенным над ней крестом, то церковь можно было бы принять за жилой дом какого-нибудь сельского богатея.
Георгиевская церковь погибла вскоре после войны. Второй этаж был разобран полностью. Первый, с гробницей прп. Трифона сохранили, переделав в отдельно стоящее здание часовни. На беломраморной раке сделана надпись церковной вязью, которая повествует о покоящемся здесь городецком старце. В 1973 году архитектурным отрядом ЛГУ под руководством археолога В.А. Булкина, был раскопан фундамент Георгиевской церкви, построенной в 1791г. Раскопки выявили, что храм был «простой и очень архаичный по планировке, мог быть поставлен на месте деревянной церкви XVI столетия» (Г.С. Лебедев).
5 марта 1844г. в Городце освятили новую, вновь построенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковь поставили у восточного склона холма неподалеку от старого Георгиевского храма. Успенский храм был устроен усердием городецкого священника Иоанна Шишова, церковного старосты из городецких крестьян Григория Михайлова и помещика Михаила Павловича Сакера. Церковь строилась на частные пожертвования.
Особую роль в ее строительстве сыграл генерал Сакер. Видя, что крестьяне в принадлежавших ему окрестных деревнях Александровская, Заозерье, Жглино, Михайловское, Кукуевка вынуждены приходить на богослужение в малопоместительный, ветхий Георгиевский храм, инженер-генерал-майор М.П. Сакер задумал построить для них новую, более просторную церковь, выделив для этой цели значительную сумму. Для проектирования церкви он пригласил вольнопрактикующего архитектора Петра Лукашевича. Проект церкви, включающий план, фасады, разрез, был разработан и утвержден в 1838г. Дата освящения храма была помещена в надписи на кресте под престолом храма. На средства Сакера было произведено и поновление Георгиевского храма в 1851 году.
Деревянная, на фундаменте из колотых гранитных валунов Успенская церковь построена «кораблем», т.е. все ее части стоят на одной продольной оси. Основной объем имеет квадратный план и завершается восьмиэтажным куполом на высоком барабане. С востока к нему примыкает пятигранная апсида. С запада двухъярусная колокольня соединяется с ним небольшим притвором.
Успенская церковь строена в подражание каменному зодчеству. Она была почти вдвое просторней поновлённого Георгиевского храма и во многом превосходила его в художественном отношении, напоминая каменные храмы периода классицизма. Двери и оконные проемы выделяются полуциркульными завершениями. Площадка звона в четверике второго яруса колокольни оформлена арочными проемами. Верх колокольни решен в виде восьмигранного барабана с купольным покрытием и шпилем с водруженным на нем крестом.
Несомненную художественную ценность представляют интерьеры церкви, где роль главной архитектурной доминанты играют опоры подкупольного основания, каждая из которых представляет собой группу из трех колонн с пышными коринфскими капителями.
Успенская церковь преобразила облик городецкого холма. Его выразительность первой оценила уже знакомая нам Олимпиада Шишкина. В заметках от 30 мая 1845 г. путешественница, ошибочно называя Успенскую церковь каменной, пишет: «… Положение двух церквей Городецких, деревянной и каменной, на высоком, отдельном холме, так необыкновенно, что мы решились взойти на него по крутой лестнице, и в награду за труд полюбовались живописными окрестными видами… В каменной (Успенской – авт.) церкви … для входа трое дверей. Двенадцать столбов, по три вместе соединенные поддерживают купол. Действительно, эта церковь гораздо лучше Лугского собора (Екатеринского – авт.), и очень приятно видеть в селе такое доказательство ревности прихожан».
Сегодня на древнем городище находится действующее кладбище. Здесь сохранилось значительное число исторических надгробий, в том числе и на могиле инженер-генерал-майора М.П. Сакера, у южной стены Успенской церкви.
Городец встречается в воспоминаниях композитора М.И. Глинки, декабристских мемуарах, романе А. Дюма «Учитель фехтования». Путь героя этого произведения, француза-фехтовальщика, пролегал из Парижа в Петербург через городецкую почтовую станцию. При этом Дюма довольно точно указал расстояние от Городца до российской столицы – пятьдесят французских миль.
Исключительная историческая ценность Городецкого городища, его значение для развития туризма в Ленинградской области могут служить основанием для разработки специальной программы мероприятий, аналогичной той, которая была принята по сохранению и развитию Старой Ладоги, что всего лишь на полвека древнее Городца.
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, 1844г., арх. П. Лукашевич, закрыта в 1937г., действует с 1941г. В церкви Успения Богородицы закончен ремонт, часовня также отремонтирована.
Люблино (Володарской), часовня во имя Св. равноап. вел. Княгини Ольги, деревянная, втор. пол. XIXв.
Деревни Люблино также нет на современных картах района. Но она не исчезла, не переселена, не вывезена вместе с домами в другие веси. Люблино осталось там же, где и стояла веками. Утратилось лишь название деревни, полностью вошедшей в состав пос. им. Володарского и ставшей его северо-восточной окраиной. Теперь это улица Люблинская
Люблино – деревня сравнительно позднего происхождения – XVII – XVIIIвв. Во второй половине XVIII века сельцо Любино принадлежало Андрею Лаврентьевичу Назимову, род которых имел своих многочисленных представителей в лужских местах и, особенно, на Псковщине.
Ольгинская часовня находится в середине бывшей деревни, справа от шоссе из Городца, сразу за его поворотом к центру поселка. Часовня напоминает лунецкую, тот же сруб, перекрытый на два ската, те же галерея и высокое крыльцо при входе.
В часовне хранится каменный (известняковый) крест, нижним концом вросший в землю. Среди местных жителей часовня пользовалась особым уважением. Считалось, что она сберегает деревню от пожара.
Хвощно (Володарской), церковь во имя св. вмч. Дмитрия Солунского, деревянная 1769г., сгорела в 1803г., деревянная 1864 – 66гг., арх. К.И. Брандт, Г.И.Карпов, П.Лукашевич, закрыта в 1930-е гг., не сохранилась.
Дер. Хвощно расположена к югу от оз. Врево, на юго-западном берегу оз. Хвощанского (Святейского), на дороге из д. Конезерье (см. выше). О древности деревни напоминают окрестные курганы.
Впервые церковь в Хвощно была построена по одним данным в 1762г., по другим – в 1769г. Церковь была деревянной, освящена во имя Св. вмч. Дмитрия Солунского. Храм был выстроен на средства князя Мышецкого.
Село называлось Большим Хвощном, но стоящая при нем церковь формально относилась к сельцу Малое Хвощно, расположенному на, восточном берегу озера. В 1795г. Хвощненский храм был наделен землею, пожертвованной помещиком Малого Хвощно.
Церковь в Хвощно сгорела 13 марта 1803 года, по неосторожности здешнего крестьянина Гаврилы Петрова, который ходил с огнем «на свой скотный двор задать корм лошади». Вскоре сначала загорелся скотный двор, затем хлебный амбар. С амбара огонь перекинулся на стоявшую в 7 метрах деревянную Дмитриевскую церковь. Большинство икон и церковной утвари удалось спасти, но расходные, метрические и исповедальные книги сгорели вместе с храмом.
Приход сгоревшей хвощненской церкви был переведен в Знаменский погост в с.Горки (ныне д.Подмошье, Новгородской области). Часть деревень, включая Стелево были причислены в приходу в Городце.
Вопрос о возобновлении хвощненской церкви встал почти сразу после пожара в 1804 – 1806 гг., но был оставлен без ответа, возможно сначала из-за войны с Наполеоном, затем по причине ликвидации прихода, когда его деревни были распределены между Городецким и Знаменским (Горским) приходами.
Только в 1858г. дело о восстановлении Хвощненской церкви было возобновлено, благодаря рапорту, посланному в Лужское духовное правление благочинным г.Луги протоиереем Лужского Екатерининского собора Андреем Филимоновичем Ласкиным, одним из наиболее деятельных храмоустроителей в истории уезда. К тому времени Хвощно и Малое Хвощно принадлежали отставному поручику Ивану Семеновичу Спицыну, который уже обращался к епархиальному начальству с просьбой разрешить ему поставить каменную усадебную часовню, там где на пожалованной его дедом земле находилась сгоревшая полвека назад Дмитриевская церковь, построенная также его предком – князем Мышецким.
Ласкин сообщил, что предложение построить на месте сгоревшего храма не часовню, а новую церковь Спицын воспринял «с душевной отрадой», но отметил, что только он и стелёвский помещик капитан 1 ранга А.Л.Мендель могут помочь строительству деньгами, крестьяне же за недостатком средств могут помочь лишь работой, «если от начальства будет назначена сумма на постройку церкви». Вместе с тем, Спицын обещал приложить усилия к сбору средств на постройку храма.
В апреле 1860г. епархиальный архитектор Карл Иванович Брандт (1810 – 1882), выпускник Академии художеств, автор построек на Валааме, в Старой Ладоге, монастырских подворий в Петербурге, разработал проект церкви в Малом Хвощне, утвержденный в церковных инстанциях. Проект был направлен Спицыну как надзирающему за постройкой храма. По получению проекта Спицын доложил, что готов приступить к строительству храма «на месте, отстоящем от имения моего (в Малом Хвощно – авт.) на 80 сажен, при проезжей дороге и на возвышенности» Но к августу 1860 года Спицын неожиданно предложил новое место для храма в полуверсте от прежнего.
Ознакомившись с предложенной Спицыном местностью для строительства церкви, благочинный Ласкин нашел ее крайне неудачной: в низине, среди поля, не защищенной от ветров, вдобавок имеющей «самый дикий грунт». Прежнее место было сочтено лучшим. Спицыну было напомнено, что там же «покоится прах прежних прихожан». Спицын согласился с доводами благочинного, однако постройка церкви по проекту Брандта обошлась бы в 9000 рублей, тогда как будущими прихожанами к июню 1864г. т.е. за три года была собрана всего лишь десятая часть этой суммы (939 руб.).
К тому времени в должность епархиального архитектора вступил Григорий Иванович Карпов, будущий создатель Воскресенского собора в г.Луге. В 1864г. Карповым был разработан новый проект церкви в Хвощне со сметой на её строительство в сумме 3590 рублей 5,5 копеек. Разрешение на постройку хвощненской церкви по этому проекту было получено в июле того же года.
Для наблюдения за постройкой церкви Спицын пригласил архитектора Петра Лукашевича. Приглашение Лукашевича чуть ли не вновь задержало начало строительства храма. 14 августа 1864г. от помещика Спицына в Духовную консисторию было отправлено письмо, к которому Лукашевич приложил свою записку следующего содержания: «По приглашению г-на лужского помещика Ивана Семеновича Спицына меня, как архитектора для постройки церкви при усадьбе Малом Хвощне., нахожу я, что местность на которой предполагается постройка вовсе неудобна, отстоит от господского жилого дома в 40 саженях (85м.- авт.), но обозренная предложенная местность господином Спицыным в дар под храм Господень, есть местность прекрасная, как по качеству земли, таки и расположению»
Казалось бы, эта записка Лукашевича позволяет считать, что предназначенное место под церковь находилось где-то в близи усадьбы Малая Хвощня, т.е. на восточном берегу озера, что явно противоречит картографическим и другим историческим сведениям. Однако, на военно-топографической карте 1863г. кроме мызы Малое Хвощно на восточном берегу оз. Святейского (Хвощнянского) показана вторая мыза – Воскресенская, располагавшаяся на юго-западном краю озера, через дорогу от деревни Большое Хвощно. Вероятно, упомянутый Лукашевичем «господский жилой дом», отстоящий в 40 саженях от места постройки церкви, относится не к Малому Хвощну, а к мызе Воскресенской. К слову сказать, Малое Хвощно к концу XIX века исчезает с карт Лужского уезда, где при Хвощненском озере показывается лишь одна Воскресенская мыза.
Вероятно, доводы Лукашевича об изменении места постройки храма в Хвощне были оставлены без внимания и к строительству церкви приступили в конце 1864 – начале 1865 годов.
В рапорте помещика И.С.Спицына благочинному А.Ф.Ласкину от 25 апреля 1866г. сообщается, что «вновь сооруженная церковь при усадьбе в Хвощне выстроена, покрыта, главы обшиты, полы постланы и столярные работы приходят к окончанию, … иконостас делается». Спицын сообщает, что на церковь израсходовано уже 1612 рублей при собранной на пожертвования сумме в 996 рублей.
В завершающийся строительством храм был назначен священник Козьма Яковлев, который в письме от 7 июня 1866г. сообщает епархиальному начальству, что вновь воздвигнутую церковь в селе Хвощне «предполагается освятить в октябре сего 1866г.» и просит выдать для нее «весь церковный круг богослужебных книг».
Церковь в Хвощне была освящена благочинным Андреем Ласкиным 25 октября 1866г. в память Св. вмч. Дмитрия Солунского. Границы церковной земли были вновь возобновлены в 1891г. по межеванию 1795г.
К сожалению, нам неизвестны какие-либо изображения Хвощненской церкви, включая чертежи архитекторов К.Брандта и Г.Карпова. Судить о ее внешнем облике помогают только письменные сведения о ней. В частности, новый проект церкви, составленный Г.И.Карповым, соответствовал образцовым чертежам высочайше утвержденным в 1858г., которые преследовали своей целью строительство недорогих сельских деревянных церквей при упрощенном согласовании проектов (А. Берташ).
По сведениям из страховых документов 1910г. Дмитриевская церковь в Хвощне была деревянной на каменном фундаменте, снаружи обшита тесом и покрашена масляной краской, внутри обита холстом, загрунтованным масляной краской. Церковь имела окрашенную в зеленый цвет железную кровлю, имела одну большую главу и четыре малых главки. Длина церкви вместе с колокольней была 12 саженей при ширине 5 саженей. Высотой храм до верха карниза был 2,5 сажени, одноярусная колокольня – 5 саженей. Церковь была теплой, отапливалась двумя круглыми железными печами, имела 10 больших и 3 малых окна. Ближайшая к церкви чужая постройка – помещичий жилой дом – находился с северной стороны от нее на расстоянии 39 саженей, что соответствует данным, приводимым П.Лукашевичем, когда он предлагал вести строительство церкви на другом, по сравнению с данным, месте.
Церковь в деревне Хвощно была закрыта в 1930-е гг., действовала в годы оккупации, уничтожена в 1944г. в ходе боевых действий(?).