Прокуратура разъясняет

Увеличен размер денежных средств, выдаваемых на достойные похороны наследодателя

В силу положений ст.1174 Гражданского кодекса РФ необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им, а также расходы, связанные с исполнением завещания, возмещаются за счет наследства в пределах его стоимости.

Требования о возмещении названных расходов могут быть предъявлены к наследникам, принявшим наследство, а до принятия наследства — к исполнителю завещания или к наследственному имуществу.

Согласно закону указанные расходы возмещаются до уплаты долгов кредиторам наследодателя и в пределах стоимости перешедшего к каждому из наследников наследственного имущества.

Для осуществления расходов на достойные похороны наследодателя могут быть использованы любые принадлежавшие ему денежные средства, в том числе во вкладах или на счетах в банках.

Банки, во вкладах или на счетах которых находятся денежные средства наследодателя, обязаны по постановлению нотариуса предоставить их лицу, указанному в постановлении нотариуса, для оплаты указанных расходов.

Наследник, которому завещаны денежные средства, внесенные во вклад или находящиеся на любых других счетах наследодателя в банках, в том числе в случае, когда они завещаны путем завещательного распоряжения в банке (ст.1128), вправе в любое время до истечения шести месяцев со дня открытия наследства получить из вклада или со счета наследодателя денежные средства, необходимые для его похорон.

Федеральным законом РФ №60-ФЗ от 09.03.2016 размер указанных средств, выдаваемых банком на похороны наследнику или указанному в постановлении нотариуса лицу увеличен до 100000 рублей. До внесения изменения данная сумма составляла 40000 рублей.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

Внесены изменения в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 154 внесены изменения в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828.

В частности, срок оформления паспорта гражданина Российской Федерации в случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта не по месту жительства, а также в связи с его утратой, если утраченный паспорт выдавался другим территориальным органом Федеральной миграционной службы России, сокращен с 2 месяцев до 30 дней.

В случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта по месту жительства паспорт оформляется ему, как и ранее, в десятидневный срок со дня принятия документов территориальным органом Федеральной миграционной службы России.

Кроме того, уточнено, что в случае представления заявления о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Федеральной миграционной службой России, и личной фотографии в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», паспорт оформляется в указанные сроки после личного обращения заявителя в территориальный орган Федеральной миграционной службы России и представления паспорта, подлежащего замене, необходимых документов и личных фотографий.

Ст. помощник прокурора Фанибаров Р.А.

Внесены изменения в правила функционирования выездных бригад скорой медицинской помощи

Приказом Минздрава России от 22.01.2016 № 33н внесены изменения в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 № 388н.

Теперь выездные бригады скорой медицинской помощи по своему профилю подразделяются на общепрофильные и специализированные. Специализированные подразделяются на бригады:

— анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические;

— педиатрические;

— психиатрические;

— экстренные консультативные;

— авиамедицинские.

Время прибытия до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время прибытия может быть обоснованно скорректировано.

Водитель автомобиля скорой медицинской помощи обязан, в том числе:

— подчиняться врачу или фельдшеру бригады и выполнять его распоряжения;

— знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой помощи и местоположение медицинских организаций;

— обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой помощи на вызов и движение по кратчайшему маршруту;

— отслеживать техническое состояние автомобиля скорой помощи, по мере необходимости поддерживать в нем порядок и чистоту;

— содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное);

— обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов.

Внесены изменения также в рекомендуемые штатные нормативы станции и отделения скорой медицинской помощи.

Установлено, что вызов скорой медицинской помощи осуществляется в том числе при поступлении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь, заполненной в электронном виде карточки вызова в экстренной форме из информационных систем экстренных оперативных служб.

При угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе в местах проведения массовых мероприятий, организовываются дежурства выездных бригад скорой медицинской помощи.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

Об изъятии паспорта гражданина РФ

В силу п. 22 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ…», запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с п.18 указанного Положения, лица, у которых прекратилось гражданство РФ, обязаны сдать паспорта в территориальные органы Федеральной миграционной службы по месту жительства или месту пребывания, а лица, проживающие за пределами РФ, — в дипломатическое представительство или в консульское учреждение РФ в государстве пребывания, которые пересылают их в территориальные органы Федеральной миграционной службы по последнему месту жительства или месту пребывания этих лиц на территории РФ.

В соответствии с п.19 Положения, паспорт умершего гражданина сдается в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории РФ, по месту государственной регистрации смерти для направления в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту государственной регистрации смерти гражданина на территории РФ.

В соответствии с п.20 Положения, найденный паспорт подлежит сдаче в территориальные органы Федеральной миграционной службы или в органы внутренних дел. Органы внутренних дел направляют паспорт в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы.

Пункт 21 данного Положения определяет, что паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.

Другие случаи изъятия паспорта гражданина РФ предусмотрены Положением об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан РФ…, утверждённым приказом Федеральной миграционной службы №178 от 11.03.2014.

В соответствии с п.2 указанного Положения, выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию, признается паспорт, оформленный с нарушением требований, установленных Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, утвержденным приказом ФМС России от 30.11.2012 №391, а именно: оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем; оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта; выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства РФ; выданный лицу, в отношении которого решение о приобретении гражданства РФ отменено уполномоченным органом на основании судебного постановления об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ; выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт.

В соответствии с п.3 Положения, паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт.

Незаконное изъятие паспорта или принятие паспорта в залог влечёт административную ответственность, предусмотренную ст.19.17 КоАП РФ.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

Оптимизирован порядок регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту жительства или пребывания

С 15.02.2016 отметку о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета граждан Российской Федерации можно проставить не только в территориальных отделах ФМС России, но и в многофункциональных центрах (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг.

Данное нововведение связано с изменениями, внесенными в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, а также в Положение о паспорте гражданина РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828.

С целью сокращения сроков регистрационного учета российских граждан по месту пребывания и по месту жительства при подаче гражданином документов через МФЦ, а также минимизации бумажного документооборота предусмотрена возможность взаимодействия органов регистрационного учета с МФЦ в электронном виде без дублирования документов на бумажных носителях.

Отметка о регистрации в паспорте гражданина, а также выдача свидетельства о регистрации по месту пребывания, свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся уполномоченным должностным лицом многофункционального центра не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от органа регистрационного учета сведений о регистрации, в свидетельстве о регистрации по месту пребывания, свидетельстве о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Ст. помощник прокурора Фанибаров Р.А.

О выдаче медицинских справок для получения или замены водительских прав

Приказом Министерства здравоохранения России от 15.06.2015 года № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» установлен порядок выдачи медицинских справок для получения или замены водительских прав.

Медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования.

Обследоваться у терапевта или семейного врача, офтальмолога, психиатра и психиатра-нарколога придется водителям (кандидатам) транспортных средств всех категорий. Осмотр же другими специалистами будет необходим для управления определенными категориями транспортных средств, по назначению терапевта.

Кроме того, установлено, что медицинское освидетельствование проводится в отношении:

1) кандидатов в водители транспортных средств;

2) водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);

3) лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.

Определено, что медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).

Правила вступают в силу 26.03.2016 года, за исключением отдельных положений. Медицинские заключения по новой форме вместо справок действующего образца начнут выдавать 01.07.2016 года.

Ст. помощник прокурора Фанибаров Р.А.

Кто в ответе за качество коммунальных услуг

 В соответствии с требованиями п.103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Таким образом, если посреди отопительного сезона в Вашем подъезде в связи с неисправностью инженерных систем дома на протяжении нескольких дней нет тепла, Вы вправе оплатив услугу требовать с управляющей компании возмещения убытков вызванных внесением платы в ресурсоснабжающую организацию.

Помощник прокурора Дейнес Р.К.

Предельные сроки устранения неисправности при выполнении внепланового текущего ремонта

 Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работу по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

 В силу требований ч. 1 ст. 36 ЖК РФ крыши относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

  Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования (п. 4.6.1.1). При этом, согласно п. 4.6.1.10. названных выше Правил, неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, указанные в приложении N 2

Согласно указанному приложению повреждения системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок колен, отметов и пр., расстройство их креплений должны быть устранены в течение пяти суток.

  А вот на устранить причину протечки кровли в отдельных местах управляющая компания должна за сутки.

Должна управляющая компания и возместить в размере стоимости восстановительного ремонта квартиры ущерб, причиненный протечкой.

Ст. помощник прокурора Фанибаров Р.А.

9Отложен срок включения в плату за содержание жилья расходов на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды

Федеральный закон 30.03.2016 №73-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отложил вступление в силу положений пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации будут применяться с 1 января 2017 года.

При этом предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения указанных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в 2016 году.

Изменения вступили в действие с 30.03.2016.

Ст. помощник прокурора Фанибаров Р.А.

Об оплате труда за период приостановления работы

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 434-ФЗ внесены изменения в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатель задерживает зарплату более чем на 15 дней, сотрудник вправе приостановить работу вплоть до выплаты ему задержанной суммы. Об этом он должен письменно уведомить работодателя. Такие действия работника следует рассматривать как самозащиту его трудовых прав.

Вместе с тем вопрос оплаты сотрудникам периода приостановления работы законодательно до сих пор не был урегулирован. Данный факт позволял делать вывод об отсутствии у работодателя необходимости производить какие-либо выплаты работнику за этот период. В такой ситуации работники скорее предпочли бы продолжать работу в условиях задержки зарплаты.

Указанный вопрос стал предметом рассмотрения Верховного Суда РФ. Суд пришел к выводу: если сотрудник приостановил работу из-за невыплаты зарплаты, в этот период за ним сохраняется его средний заработок. В обоснование своей позиции Верховный Суд РФ пояснил, что невыплата зарплаты является противоправным бездействием работодателя, которое следует рассматривать в качестве незаконного лишения работника возможности трудиться (определение от 03.09.2010 № 19-В10-10). Позиция Верховного Суда РФ привела к формированию в судах общей юрисдикции единообразной практики по данному вопросу.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Беременных и декретниц обезопасили

от банкротства работодателей

  Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.8 и 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» расширен перечень случаев, когда пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачиваются непосредственно территориальными органами ФСС РФ.

В настоящее время это возможно и в ситуации, когда в отношении страхователя проводятся процедуры банкротства.

Кроме того, лица, добровольно вступившие в правоотношения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, освобождены от обязанности представлять отчетность.

Это обусловлено тем, что показатели такой отчетности уже имеются в индивидуальной карточке страхователя данной категории, которая ведется в территориальном органе ФСС РФ.

Указанный Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

12

Право застрахованных лиц на получение в медицинском учреждении в период карантина листка нетрудоспособности по уходу за ребенком, посещающим детский сад, в возрасте до 7 лет

Ограничительные мероприятия (карантин) в соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вводятся в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Карантин вводится и отменяется решением органа местного самоуправления на основании предложений, предписания главного государственного санитарного врача.

На основании данного решения руководители образовательных организаций обязаны приостановить в установленном порядке учебный процесс до особого распоряжения главы органа местного самоуправления и ввести временный отказ в приеме в образовательные организации и отстранение от посещения образовательных учреждений детей, не привитых против гриппа в текущем году.

Положениями п.п. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в случае карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, предусмотрено обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности.

Пунктом 43 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н при карантине листок нетрудоспособности по уходу за ребенком до 7 лет, посещающим дошкольное образовательное учреждение, выдается одному из работающих членов семьи   лечащим врачом, который осуществляет наблюдение за ребенком, на весь период карантина.

Отказ лечащего врача в выдаче листка нетрудоспособности влечет нарушение предусмотренного ст. 183 Трудового кодекса РФ права  работника на осуществление ухода за малолетними детьми в период карантина и обеспечение его в этот период пособием по временной нетрудоспособности в размере, исчисляемом в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Взыскание ущерба по трудовым спорам

Одним из основных способов защиты трудовых прав является судебная за­щита (ст. 352 Трудового кодекса РФ).

Если иск в суд подается работником, то это он может сделать в течение 3 месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По спорам об уволь­нении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Если же работодатель подает иск о возмещении работником ущерба, то срок давности составляет один год со дня обнаружения причинен­ного ущерба. В обоих случаях суд вправе восстановить срок давности при пропуске его по уважительным причинам (ст. 392 Трудового кодекса РФ).

Не редко встречаются споры о взыскании с работника ущерба, причиненного работодателю, в порядке регресса. Например, когда ущерб причинен третьим лицам в результате дорожно-транспортного происшествия, автомобилем под управлением работника, собственником которого является работодатель. В таких случаях ущерб причиненный пострадавшим, возмещается в судебном порядке работодателем — собственником автомобиля (источника повышенной опасности). На основании ст. 1081 Гражданского кодекса РФ после возмещения работодателем потерпевшему всех взысканных сумм, он (работодатель) вправе обратиться с регрессным требова­нием к работнику о взыскании с него ущерба, понесенного работо­дателем.

Условием для наступления материальной ответственности являются наличие противоправного деяния, прямого действительного ущерба, причинно-следственной связи между ними и вины причинителя вреда (ст. 233 ТК РФ).

Вместе с тем, соответствии со ст. 241 ТК РФ материальная ответственность работника ограничена средним заработком. В случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федераль­ными законами, возможна полная материальная ответственность работника в размере прямого дей­ствительного ущерба.

При взыскании в порядке регресса с работника ущерба, причиненного работодателю, выплатившему суммы потерпевшему, суд имеет право снизить размер этого ущерба с учетом степени, формы вины, материального положения работника и других обстоятельств.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Ограничения при расторжении трудового договора

Согласно ч.4 ст.261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается.

Исключение составляют случаи увольнения по следующим основаниям: ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем; неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытие (наличия) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя; совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей; представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Безработному не могут отказать в постановке на учет

Одним из документов необходимых для принятия органом службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, является справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (статья 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

Не всегда гражданин может представить справку (ликвидировано предприятие, гражданин отработал на предприятии менее трех месяцев, гражданин был индивидуальным предпринимателем и т.д.), а соответственно лишает возможности гражданам на меры государственной поддержки в области содействия занятости и защиты от безработицы, на виды и объем соответствующих мер, в том числе размеры причитающихся им социальных выплат.

Отсутствие сведений о размере их среднего заработка по последнему месту работы не должно служить препятствием и для надлежащего осуществления в отношении них органами службы занятости функций по предоставлению иных мер государственной поддержки в области содействия занятости и защиты от безработицы, виды и объем которых Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» также никоим образом не связывает с размером среднего заработка.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Обязанность работодателя выплачивать средний заработок во время приостановления работы.

Работникам следует знать, что в случае, если работодатель задержал зарплату более чем на 15 дней, сотрудник может приостановить работу до тех пор, пока не получит деньги. На весь период приостановки работы сохраняется средний заработок.

Данная норма установлена Федеральным закон от 30.12.2015 № 434-ФЗ, вступившим в силу 10 января 2016 года.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Особенности досрочного увольнения сотрудника

при сокращении штата

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу части 3 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй данной статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Особенности труда женщин

Действующее законодательство регулирует труд беременных женщин более строго. Им предоставляются не только льготы и гарантии, но и право на работу в условиях, отвечающих их состоянию здоровья.

Работодателю запрещается по отношению к беременной женщине снижать заработную плату по мотивам, связанным с беременностью, привлекать беременную женщину к работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочным, направлять ее в служебные командировки, заменять ей ежегодный (основной и дополнительный) оплачиваемый отпуск денежной компенсацией, отзывать ее из ежегодного оплачиваемого отпуска, переводить и перемещать женщину на работу, противопоказанную ей по состоянию здоровья.

В главе 41 Трудового кодекса Российской Федерации установлены особенности труда женщин, лиц с семейными обязанностями.

Так, организация обязана предоставить по заявлению беременной женщины ежегодный оплачиваемый отпуск перед или непосредственно после отпуска по беременности и родам, выплатить пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). В соответствии с медицинским заключением, предоставленным женщиной работодатель обязан снизить ей нормы выработки, перевести беременную женщину на другую работу — более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением прежнего среднего заработка; установить по ее просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Беременная женщина вправе воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском продолжительностью 28 календарных дней за первый год работы до истечения 6 месяцев непрерывной работы у данного работодателя перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него.

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Правовые документы по вопросам усыновления детей

Федеральным законом от 20.04.2015 № 101-ФЗ в ст.127 Семейного кодекса РФ были внесены изменения, касающиеся уточнения категории лиц, которые не могут быть усыновителями.

Это лица, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за некоторыми исключениями), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести. Речь идет о случаях признания судом таких лиц, представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого.

При этом суд, вынося решение об усыновлении ребенка, вправе отступить от некоторых перечисленных положений с учетом интересов ребенка и заслуживающих внимание обстоятельств. Такое правило не распространяется на отчима и мачеху усыновляемого.

В соответствии с указанными поправками Постановлением Правительства РФ от 10.09.2015 № 960 изменены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.

В этих Правилах закреплен срок действия заключения о возможности граждан быть усыновителями, он составляет 2 года. Оно является основанием для обращения граждан, выразивших желание стать усыновителями, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства.

Новым правовым документом дополнены и Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Внесенные Правительством России поправки начали действовать 26 сентября 2015 года.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Ответственность за розничную продажу несовершеннолетним лицам алкогольной продукции

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 346 –ФЗ внесены изменения в примечание к статье 151-1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Суть изменений сводится к тому, что розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ранее в примечании к статье 151 -1 УК РФ лицо подлежало уголовной ответственности, если ранее привлекалось к административной за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней.

Федеральный закон вступил в силу 09 декабря 2015 года.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Поборы в сфере образования

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

В соответствии со статьями 7 и 93 Федерального закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Обеспечение многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства

Вопрос по обеспечению льготной категории граждан – многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства является актуальным во всех регионах Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

При этом такие обстоятельства как отсутствие свободных земельных участков, отсутствие финансирования не может оправдывать бездействие органов местного самоуправления, так как реализация многодетной семьёй предоставляемых ей законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от вышеперечисленных факторов.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Как восстановить родительские права?

Согласно статье 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав.

Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Такой принцип содержится в статье 72 СК РФ.

Законодатель не устанавливает срок, по истечении которого лица, лишенные родительских прав, имеют право требовать их восстановления.

Восстановление в родительских правах допускается только в отношении ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста, осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Восстановление в родительских правах производится в порядке искового производства, по месту жительства (нахождения) ответчика — лица, на попечении которого находится ребенок. В качестве ответчика может выступать: другой родитель, опекун (попечитель), приемные родители, детское учреждение. Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

С целью объективной оценки заявленных исковых требований, дела о восстановлении в родительских правах назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка.

Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

Если ребенок был усыновлен в тот период, пока его родители (родитель) были лишены родительских прав, и это усыновление не было отменено, восстановление в родительских правах не допускается.

Удовлетворение иска о восстановлении в родительских правах не означает, что будет удовлетворен иск о возврате ребенка родителям (одному из них), так как на основании акта обследования и заключения органа опеки и попечительства о целесообразности возврата ребенка родителю суд может прийти к выводу, что передача ребенка родителям (одному из них), восстановленным в родительских правах, не отвечает интересам ребенка.

Отказ в возвращении несовершеннолетнего к родителю означает, что лицо, чьи родительские права восстановлены, становится обладателем права на общение с ребенком, а лицо, у которого ребенок остается на попечении, не должен препятствовать осуществлению данного права родителя, восстановленного в родительских правах.

В связи с чем, пункт 3 статьи 72 СК РФ предусматривает, что одновременно с иском о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование того же лица о передаче ему ребенка.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

В Семейный кодекс РФ внесены изменения,

направленные на защиту прав детей

Федеральным законом от 30.12.2015 № 457-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вступившим в действие 10.01.2016 в действующее семейное законодательство внесены изменения, усилившие защиту прав детей.

Родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Теперь контакты такого родителя с ребенком допускаются не только с согласия органа опеки и попечительства либо опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок, но и с согласия другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах.

Дополнены основания лишения родительских прав граждан. Теперь лишение родительских прав грозит также в случае совершения умышленного преступления против жизни и здоровья не только своих детей и супруга, но и иных членов семьи.

Стало обязательным назначение опекуна ребенку несовершеннолетних родителей до достижения ими возраста шестнадцати лет. Опекун осуществляет воспитание малыша совместно с несовершеннолетними родителями.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Распространение информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, недопустимо

Федеральным законом от 05.04.2013 № 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействий) установлена административная ответственность за распространение в СМИ и Интернете информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий» внесены изменения в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Так, запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото – и видеоизображения такого несовершеннолетнего, аудиозаписи его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Незаконное распространение указанной информации (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния) влечет наложение административного штрафа по ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ.

Указанная информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий. В этих случаях такая информация может распространяться в СМИ и Интернете:

— с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, и его законного представителя;

— с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста;

— без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, или законного представителя, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.

В случае выявления подобных нарушений граждане вправе обратиться с заявлением в федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Дела, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.15 КоАП РФ рассматривает суд.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Об административной ответственности за размещение фотографий несовершеннолетних без согласия их родителей и иных законных представителей

В соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с его согласия.

При этом в силу ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 28 ГК РФ, родители, являясь законными представителями своих детей (несовершеннолетних, не достигших 14-ти лет (малолетних), выступают в защиту их прав и интересов, и только они вправе совершать от их имени сделки.

Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), включая сбор, запись, накопление, хранение, распространение, предоставление, доступ к ним. Кроме того, статьей 11 предусмотрено, что сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что обнародование и использование изображения (фотографии) несовершеннолетнего может осуществляться только с согласия его родителей либо иных законных представителей (усыновителей или опекунов).

Нарушение изложенных требований закона влечет наступление административной ответственности по статье 13.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц – от 500 до 1 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Правом возбуждать дела об административных правонарушениях указанной категории наделен прокурор, а рассматривать – судья.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Утвержден порядок перевода ребенка из одной образовательной организации в другую

С 19 февраля 2016 года вступил в действие приказ Минобрнауки России от 28.12.2015 № 1527, которым утверждены Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности.

Приказом предусмотрен порядок и условия перевода по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося (далее — обучающийся); в случае прекращения деятельности исходной организации, аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности далее — лицензия); в случае приостановления действия лицензии.

Так, в случае перевода по инициативе его родителей (законных представителей) заинтересованные лица:

— обращаются в выбранную организацию с запросом о наличии свободных мест соответствующей возрастной категории обучающегося и необходимой направленности группы, в том числе через Интернет;

— при отсутствии свободных мест в выбранной организации обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций;

— обращаются в исходную организацию с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию (заявление может быть направлено через Интернет).

На основании заявления родителей (законных представителей) обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.

Исходная организация выдает родителям (законным представителям) личное дело обучающегося, которое представляется в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении в порядке перевода и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) обучающегося. После приема заявления и личного дела принимающая организация заключает договор с родителями (законными представителями) обучающегося и в течение трех рабочих дней издает распорядительный акт о зачислении обучающегося в порядке перевода. Принимающая организация при зачислении обучающегося в течение двух рабочих дней письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.

Установлено также, что при принятии решения о прекращении деятельности исходной организации в распорядительном акте учредителя указывается принимающая организация, в которую будут переводиться обучающиеся на основании письменных согласий их родителей (законных представителей) на перевод.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Профилактика преступности несовершеннолетних

Одним из основных направлений борьбы с преступностью выступает профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Деятельность государственных органов и учреждений по противодействию преступности несовершеннолетних получила правовое закрепление в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В ст. 4 Закона закреплены субъекты, на которых возлагается проведение профилактических мероприятий в рассматриваемой сфере: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы.

Каждому из указанных выше органов и учреждений определена своя роль в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так как лишь скоординированная совместная деятельность может привести к положительному результату в виде снижения числа противоправных деяний, совершенных несовершеннолетними, а также количества детей, оставшихся без надлежащего присмотра родителей.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Об изменении порядка привлечения должностных лиц органов местного самоуправления к административной ответственности

5 октября 2015 года принят Федеральный закон № 288-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Статья 24.5 КоАП РФ дополнена частью 4, в соответствии с которой, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 77 Федерального закона № 131-ФЗ, органам государственного контроля (надзора) предписано при установлении сроков для устранения выявленных нарушений, обязательно учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Внесены изменения в законодательство

о прохождении военной службы

С 26 февраля 2016 года вступил в действие федеральный закон от 15.02.2016 № 20-ФЗ, которым внесены изменения в федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» и статью 285 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Согласно поправок федеральные органы исполнительной власти, а с 1 января 2017 года и федеральные государственные органы, в которых предусмотрена военная служба, вправе определять случаи, когда военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы могут носить гражданскую, специальную, форменную или иную одежду, не относящуюся к военной форме одежды, а также устанавливать требования к этой одежде.

Кроме того, законом вводится зависимость присвоения очередного воинского звания военнослужащему от воинской дисциплины и соблюдения требований к служебному поведению, а также расширяется перечень грубых дисциплинарных проступков.

Определены случаи, когда очередное воинское звание не присваивается (например, возбуждение в отношении военнослужащего уголовного дела, проведение разбирательства в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др.). Кроме того, не будут присваивать очередное воинское звание военнослужащим, находящимся в распоряжении командира, военная служба которых приостановлена, а также до окончания срока испытания при поступлении на военную службу по контракту.

Федеральный закон принят в целях совершенствования правоотношений в области обороны страны и безопасности государства.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Новеллы в законодательстве о противодействии коррупции

Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Согласно внесенным изменениям депутаты представительного органа местного самоуправления, главы муниципальных образований, выборные должностные лица, члены избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, вне зависимости от осуществления своих полномочий на постоянной или непостоянной основе обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также эти же сведения в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Установлена возможность осуществления контроля за их расходами.

До этого, вышеуказанные лица декларировали свои доходы в случае, если замещали муниципальные должности на постоянной основе.

За непредставление указанных сведений или представление заведомо недостоверных или неполных сведений для указанной категории лиц определена ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.

Помимо этого, изменениями расширен перечень лиц, на которых распространяется запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. К таким отнесены:

— главы городских округов, главы муниципальных районов,

— главы иных муниципальных образований, исполняющие полномочия глав местных администраций,

— главы местных администраций,

— депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе,

— депутаты, замещающие должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов (председатель СНД, его заместитель, председатель постоянных комитетов СНД),

— также их супруги и несовершеннолетние дети.

Кроме того частью 3.1. ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на глав муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, распространили ограничения на осуществление деятельности, предусмотренной пунктами 4-11 части 3 настоящей статьи, включая возможность быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе; получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц; выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей и другие.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

Утвержден Национальный план противодействия

коррупции на 2016-2017 годы

Указом Президента РФ от 01.04.2016 N 147 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы.

В соответствии с утвержденным Национальным планом противодействия коррупции федеральным государственным органам поручено обеспечить внесение в планы по противодействию коррупции изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции.

Национальный план направлен на решение основных задач, в том числе:

совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.

Кроме того, указано, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках исполнения данного Плана должна провести проверки:

соблюдения федеральными государственными органами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе требований об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;

соблюдения лицами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;

соблюдения органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

соблюдения лицами, замещающими должности категории «руководители» в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам;

соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.

Особое внимание должно быть уделено вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

Основные принципы земельного законодательства

Земельное законодательство основывается на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие вышеперечисленным принципам.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Отношения, регулируемые земельным законодательством

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Помощник прокурора Моисеева О.В.