С 1 сентября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 258-ФЗ определяющие положения о самовольной постройке
Федеральным законом от 13.07.2015 № 258-ФЗ внесены изменения в ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие положения о самовольной постройке.
Данными изменениями уточнено понятие самовольной постройки – это здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом при одновременном соблюдении трех условий:
— если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
— если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
— если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Также Федеральным законом № 258-ФЗ определены основания для сноса самовольной постройки по решению органов местного самоуправления, если самовольная постройка расположена:
— в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
— на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение 7 дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение 7 дней со дня принятии такого решении обязан:
— обеспечить опубликование в порядке, установленным уставом городского округа (муниципального района) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
— обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
— обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки
Федеральный закон № 258-ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2015 года.
О порядке привлечения к административной ответственности за оскорбление
Оскорбление является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в унижении чести и достоинства лица в неприличной форме (циничной, противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали).
При этом стоит обратить внимание, что оскорбление будет являться таковым только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о конкретном человеке и при этом виновный осознает, что наносит оскорбление другому лицу и желает это совершить.
Следует иметь ввиду, что оскорблением считается не только большое количество слов и выражений, но даже одно неприличное слово, употребленное лицом, привлекаемым к ответственности.
Помимо словесной формы, оскорбление может быть и вербальным – плевки, жесты, пощечины. Кроме того, оскорбление может быть выражено и письменно в виде адресованных гражданину записок или писем неприличного содержания.
Частью 1 статьи 1.4 КоАП РФ установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с п. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Указанные положения закона распространяются в том числе и на лиц, совершивших (допустивших) оскорбление.
Санкцией ст. 5.61 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ).
За оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, установлена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ).
В силу действующего административного законодательства решение вопроса о возбуждении дел указанной категории отнесено к компетенции прокурора.
По результатам проведенной проверки в случае установления факта оскорбления и подтверждения факта унижения чести и достоинства другого лица прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Однако, заявителю следует помнить, что срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение данного правонарушения составляет 3 месяца.
В этой связи в случае, если прокурором факт оскорбления будет установлен по истечении 3-хмесячного срока со дня совершения административного правонарушения производство по делу не может быть начато.
О времени предоставления отпуска лицам, воспитывающим ребенка-инвалида
Федеральным законом от 13 июля 2015 года 242-ФЗ, вступившим в силу 24 июля 2015 года, Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьёй 262.1, согласно которой одному из родителей (опекуну, попечителю, приёмному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.
Установлена обязанность отдельных категорий граждан проходить медицинское освидетельствование на предмет употребления наркотических средств
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 230-ФЗ в ряд Федеральных законов внесены изменения, возлагающие на отдельные категории граждан Российской Федерации, чья служебная или трудовая деятельность связана с использованием оружия (полицейские, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, частные охранники) либо с организацией или обеспечением движения средств воздушного, водного и железнодорожного транспорта, а также на иностранных граждан, претендующих на получение патента в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, обязанность подтверждать отсутствие у них заболевания наркоманией либо фактов потребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Указанные категории граждан с установленной периодичностью обязаны проходить медицинское освидетельствование, включающее химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Кроме того, введена административная ответственность за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества (статьи 6.9 и 20.20 КоАП РФ).
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополнен нормой, согласно которой допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в целях осуществления контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства, возложенной на них судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию.
Федеральный закон вступил в силу 24 июля 2015 года.
О льготах при поступлении в образовательные организации для победителей и призеров олимпиад школьников
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены льготы при поступлении в образовательные организации для победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также для победителей и призеров олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 238-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым воспользоваться данным правом можно в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады.
Установлен срок для сообщения работодателем причины отказа в приеме на работу
Статья 64 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность работодателя по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, сообщить причину отказа в письменной форме.
При этом законодательно не был предусмотрен срок, в течение которого работодатель обязан предоставить письменный ответ, что создавало условия для злоупотреблений с их стороны.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 200-ФЗ данный пробел законодательства восполнен: работодателю установлен срок для дачи ответа о причинах отказа – 7 рабочих дней со дня предъявления требования.
При этом определено, что требование гражданина также должно быть в письменной форме.
На территории Российской Федерации установлен новый порядок оформления и выдачи разрешений на охоту
С 17 июня 2015 года уступили в силу Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также Порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденные Приказом Министра природных ресурсов РФ от 29.08.2014 №379.
Согласно вновь утвержденных положений, разрешение на право добычи охотничьих ресурсов на закрепленных охотничьих угодьях выдается охотпользователем, на общедоступных угодьях — уполномоченным органом исполнительной власти в сфере охраны и использования объектов животного мира, а на особо охраняемых природных территориях, в случае, если на таких территориях разрешается добыча охотничьих ресурсов — природоохранным учреждением, осуществляющим управление указанными территориями.
Бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов являются документами строгой отчетности, имеют учетные серию и номер, их подделка преследуется по закону.
Уполномоченный орган в течение 10-и рабочих дней со дня получения заявки на выдачу бланков разрешений выдает указанные бланки охотпользователю, либо направляет мотивированный отказ.
Заявление на выдачу разрешения может быть направлено заявителем лично по почте либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При личном представлении заявления решение о выдаче разрешении принимается в течении 1 рабочего дня, а при использовании иных способов — в течении 5-и рабочих дней.
Разрешение на добычу медведя или копытных животных выдается на отлов или отстрел только одной особи. В отношении остальных видов охотничьих ресурсов такое разрешение выдается на конкретное количество особей или на количество особей в пределах нормы допустимой добычи в день или в сезон.
Внесены изменения в Жилищный Кодекс Российской Федерации в части требований к протоколам общего собрания собственников помещений многоквартирного дома
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ в ч.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ внесены изменения, устанавливающие дополнительные требования к оформлению решения общего собрания собственников в многоквартирном доме.
С 30.06.2015 обязательным является составление соответствующего протокола по форме, установленной приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411 /пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах», с обязательным указанием в нем данных собственника, сведений о документе, подтверждающем права собственности, и его реквизитах. В протоколе собрания, которое проводится в заочной форме, должны быть подписи каждого собственника, если собрание проводится в очной форме, то к протоколу прилагается реестр собственников, также подписанный ими лично.
Кроме того, на управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива возложена обязанность организовать, провести общее собрание и оформить все необходимые документы в случае поступления письменного обращения собственников, обладающих не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме. При этом эта обязанность должна быть исполнена в срок не поздне 45 дней с момента поступления заявления.
С 29.08.2015 в обязанность управляющих организаций, правления ТСЖ или ЖСК вменено направление протокола в течение 5 дней с момента получения решений общего собрания собственников в жилищную инспекцию, где они будут храниться в течение 3 лет. При этом если в течение 3 месяцев подряд направляется 2 и более протоколов по одному и тому же вопросу жилищной инспекцией в обязательном порядке проводится внеплановая проверка.
Наряду с этим новой редакцией закона установлено, что решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Таким образом, за подделку протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или за использование поддельного протокола, наступает уголовная ответственность по ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе предусматривающая наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.
Право граждан на решение вопросов местного значения закреплено в Конституции Российской Федерации
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, то есть предусматривается непосредственное участие в его осуществлении и решении вопросов местного значения.
На территории муниципального образования население может непосредственно участвовать в осуществлении местного самоуправления путем проведения публичных слушаний.
Статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) определено, что для обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
При этом Закон определяет исчерпывающий перечень вопросов, когда проведение публичных слушаний является обязательным. Так, согласно ч. 3 ст. 28 Закона на публичные слушания должны быть вынесены:
— проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
— проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
— проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекты капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
— вопросы о преобразовании муниципального образования.
Следует иметь ввиду, что непроведение публичных слушаний по вышеперечисленным вопросам является основанием для признания нормативного правового акта, принятого без учета мнения населения, недействующим, ввиду нарушения процедуры его принятия.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право закрепить в уставе муниципального образования дополнительные вопросы, по которым проведение публичных слушаний будет обязательным.
Инициировать проведение публичных слушаний может население, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования самостоятельно. Закон предусматривает, что этот порядок должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, также заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. Дополнительные условия для проведения публичных слушаний органы местного самоуправления определяют самостоятельно.
После окончания публичных слушаний их результаты должны быть официально опубликованы или обнародованы.